“Фундамент для дальнейшего роста”: отзыв на продуктовый интенсив WNBL от Валерии Розовой

Vlad Alekseev
7 min readJul 13, 2023

--

Всем привет! Недавно закончился мой самый полезный интенсив Wanna Be Like для продактов, и мне захотелось поделиться личным опытом, инсайтами с курса и дать пару советов ребятам, которые только собираются проходить обучение.

Background

С самого начала своей карьеры я пазл за пазлом стараюсь собирать свою картину того, как должны выглядеть и реализовываться цифровые продукты.

Свой путь я начал с бизнес / системного анализа, и основной целью на этом этапе было погрузиться в бизнес и техническую стороны производства продуктов. Хотелось детальнее разобраться в том, как все должно работать от этапа зарождения идеи до первых набросков продукта: о чем думать в первую очередь? Какие вопросы задавать себе, команде и бизнесу? Какие действия приносят пользу, а каких лучше избегать?

Так я стал аналитиком в red_mad_robot, где за 2 года работы успел:

  • приобрести сильные компетенции в проработке требований к продукту;
  • перекопать 4 индустрии, начиная от финтеха и екома, заканчивая крупной промышленностью и искусством;
  • запустить с командой 2 сложных продукта с нуля и поучаствовать в разработке еще четырех;
  • набить шишек в проектировании решений и понять “как делать не надо”. 😅

Со временем я стал думать насчет перехода в продакты и стал понимать, что если с проработкой и реализацией решений все более-менее понятно, то вот как дальше развивать продукт и что при этом нужно учитывать — большой вопрос. На большинстве проектов я участвовал в роли лончера, где нужно было быстро разобраться в индустрии → понять куда двигать продукт и команду → собрать решение → передать его в in-house клиенту.

В такой модели работы сильно не хватало понимания “а что происходит дальше”? Как дальше развивать продукт? Как понять, что принятые ранее решения окупают себя и продукт зарабатывает деньги? Как выстраивать работу с пользователями, метриками и стратегией продукта после запуска? Что я делаю правильно, а что нет? Вопросов было больше, чем ответов, и я стал искать решение своего запроса.

Solution space

Если быть честным, то я не очень люблю курсы и к некоторым из них отношусь скептически. На мой взгляд, текущий рынок эдтеха настолько переполнен бесполезными продуктами, что иногда становится страшно. Нам обещают быстро прокачать все необходимые скилы, в +100500 раз увеличить зарплату, а некоторые из них даже обещают, что через 3 месяца их программы достаточно, чтобы выйти на первую стажировку.

Я, когда мне предлагают очередной онлайн курс.

Увы, я в такое не очень верю. Мне кажется, такие продукты плохо отражают реальность и предлагают очень много поверхностной теории, которая не конвертируется в опыт. Мне хотелось найти решение, которое даст фундаментальную базу в управлении продуктом, поможет скорректировать карьерный трек и, самое главное, поможет пропустить все новые знания через деятельность в моем продукте.

Спустя пару дней рисерча я наткнулся на курс Леры. Понравилось то, что:

  • материал курса — это выжимка профессионального опыта Леры. Можно напрямую узнавать, какие инструменты и подходы работают, а какие нет и почему. Информация будет релевантна и максимально приближена к правде;
  • позиционирование продукта было честным и без воды. Для меня это еще одно подтверждение того, что проработанные аргументы и пруфы продают лучше, чем скидки и FoMo у покупателя;
  • давно следил за продуктами Леры и примерно понимал, с каким запросом можно прийти, какой опыт перенять и чему можно научиться.

Intensive

Теперь немного про сам интенсив. Спойлерну . Я был в восторге. Кажется, это был мой первый опыт получения доп. образования, который поставил на паузу все остальные сферы жизни в хорошем смысле этого слова. Мне было интересно!

Первое, что хочется отметить — это структура и вовлеченность Леры в процесс работы каждого ученика. Если первое — это уже гигиеническая норма подачи информации, то второе — это что-то новенькое для меня.

Каждый, кто был на потоке, регулярно получал обратную связь по своим работам. Это не были ответы формата “ок / не ок”. В них была сильная аргументация с кейсами и советами из реальной жизни. Ты мог уже выйти из зума, а тебе в догонку еще материала прилетит на месяц вперед.

Это очень круто, максимально прокачивает насмотренность и заставляет по другому посмотреть на свою работу. Несмотря на то, что на потоке было 110 человек, качество фидбека не страдало. Для меня это признак супер педантичного подхода к рабочим процессам, и я такое очень уважаю.

За все время курса мы успели разобрать 7 основных направлений:

  • компетенции продакта;
  • стратегию продукта;
  • экономику продукта;
  • работу с аналитикой и метриками;
  • исследования при проработке продукта;
  • разработку продукта;
  • бонусом еще поговорили про найм в зарубежные компании.

Каждый из них был по своему хорош. Но сегодня мне хочется рассказать про направления со стратегией и исследованиями, так как для меня они оказались самыми ценными.

Product Strategy

Если вернуться к моему опыту лончера, то станет понятно, что на вопрос “Продукт собрали, что делать с ним дальше?” я ответить не мог. Если вопрос “Что собирать?” я и команда могли проработать с клиентом, то проработка вопросов “Как развивать дальше? Что учитывать?” была вне моего поля зрения. Я так же не видел полной картины того, как цифровой продукт может в целом влиять на бизнес и что необходимо учитывать, чтобы решения продуктовых команд укрепляли позиции компании, а не обременяли ее.

С Лерой мы разобрались в:

  • определении стратегии и в том из чего она состоит?
  • какие продуктовые стратегии бывают и как они зависят от стратегии бизнеса?
  • что нужно, чтобы сформулировать свою стратегию? какой процесс и на какие вопросы нужно ответить?
  • что является хорошей стратегией, а что нет?
  • методиках анализа контекста вокруг продукта и аудитории.

Как результат, все это позволило мне:

  • глубже разобраться в контексте своего текущего продукта. Задать себе важные вопросы, о которых я не задумывался;
  • забрать и применить в работе гайды, которые использовались в блоке;
  • понять зоны ответственности продакт менеджера при проработке стратегии и даже подготовить информационную базу для принятия решения по продукту в своей компании.

В добавок на курсе мы разобрали 4 продуктовых кейса. Составили и почелленджили решения, которые стоит принять компаниям в рамках их стратегий. Это очень круто, потому что раньше я не так глубоко погружался в работу компаний, а с разбором кейсов стала еще и понятна логическая связь решений бизнеса и продуктов компании.

Материал хорошо разложил все по полочкам и настолько вдохновил, что я даже вписался в групповой проект с другими ребятами, чтобы написать большой гайд на тему стратегии (ищите в публикациях wnbl).

А если вы хотите уже сейчас посмотреть, как должна выглядеть идеальная стратегия продукта, то предлагаю посмотреть на пример GitLab, который я недавно нашел. Он просто сносит крышу. 🤯🤯🤯

Research

Продукт не существует сам по себе. Всегда будут зависимости, которые могут повлиять на наши результаты. Это всегда некая доля неопределенности. И одной из задач продакта является снижение этой неопределенности.

В мире не существует идеальных способов принятия продуктовых решений, но можно использовать инструменты, которые делают эти решения обоснованными. Весь блок исследований как раз про это.

В начале курса в моем арсенале были:

  • desk research;
  • competitor analysis;
  • глубинные интервью B2B / B2C респондентов;
  • качественные и количественные исследования.

После прохождения блока у меня получилось:

  • выстроить в голове четкий процесс по проведению исследований, начиная от формулирования выборки для исследований, заканчивая интерпретацией результатов и выводами;
  • расширить свой инструментарий проверки гипотез. В него добавились: AB, AA, AAB, AABB и многовариативное тестирования (когда тестируется комбинация вариантов изменений);
  • забрать советы по тому, как выстраивать отношения с B2B респондентами, чтобы исследования этого сегмента приносили наибольшую ценность;
  • забрать пару шаблонов опросников из реальных исследований и фреймворк для более глубокого анализа конкурентов.
Планирование многовариативного тестирования в Miro.

Так как я еще не успел поработать в продуктах с большим количеством трафика, мне было не понятно, как выстраивать процесс исследований с большим количеством пользователей. Блок помог разобраться в том, к чему нужно быть готовым, как приоритизировать свою работу, и показал на реальных кейсах, как все работает.

Еще супер ценным было то, что мы рассмотрели и плюсы, и минусы каждого из видов исследования. Это позволило получить больше контекста о применении инструментов и научиться критически подходить к их выбору.

Половину разобранных инструментов я еще не попробовал, т.к. сейчас у продукта нет таких задач, но на будущее арсенал пополнил.

To sum up

От курса у меня остались только положительные впечатления. Весь интенсив был похож на изучение швейцарского ножа для продакта. Мы успели посмотреть на все инструменты в наборе с разных сторон, узнать их предназначение и специфику каждого. Посмотреть, как они используются в полях, в других компаниях и в других контекстах.

В целом, думаю, так и нужно рассматривать этот курс как что-то, что дает крепкий, откалиброванный в соответствии с реальностью фундамент и оставляет пространство для домашней работы и наработки собственного опыта.

A few advice

Для ребят, которые задумываются о покупке курса, хотелось бы добавить:

  1. Курсов никогда не будет достаточно для приобретения крепкого опыта. Все потому, что мышление важнее знания. Мы действуем по другому, если мыслим по другому. Нужно совершать ошибки, учиться на них и пропускать изменения через себя. Процесс обучения лишь позволяет быстрее распознавать свои ошибки и понимать, что ты не один, кто наступал на эти грабли;
  2. Начинай думать над продуктом, с которым пойдешь на курс, сразу с момента подтверждения твоего участия. Потом времени на раскачку может не быть;
  3. Возьми отпуск под прохождение курса. Где-то уже на 5 или 6 модуле я бы рекомендовал отвести время на выполнение домашек и сдачи долгов. Курс очень насыщенный, можно немного не рассчитать свои силы.
  4. При планировании учебы закладывай буффер на непредвиденные ресерчи. Порой короткое 12 минутное видео на потоке может откинуть тебя в 3 часовой гуглеж, как было у меня с экономикой. Интересно же!
  5. Готовь вопросы к воркшопам и Q&A сессиям заранее. Кам-он! Это реальная возможность получить ответы даже на самые очевидные вопросы, которые ты боишься задавать своему боссу.

Интенсив будет 100% полезен, если:

  1. вы junior или middle / middle+ специалист и хотите структурировать свои знания;
  2. вам не хватает насмотренности, практики и кейсов;
  3. вы готовы выделять +10 часов в неделю на обучение;
  4. вы любите понёрдить :)

--

--

Vlad Alekseev

Digital products enthusiast, helping teams and companies build outstanding and user-friendly solutions.